Эрозия шейки матки – что это?

Вы пришли на плановый осмотр к гинекологу. Вас ничего не беспокоит, Вы чувствуете себя абсолютно здоровой. И вдруг как гром среди ясного неба вердикт доктора: «У вас патология шейки матки. Если не лечить, то может перерасти в рак». Прежде чем впадать в панику, разберись, что же с вашей шейкой происходит на самом деле, ведь большинство заболеваний шейки матки успешно лечится.

Путаница в терминах

Начнем с того, что термин «эрозия» с точки зрения медицины неправомочен, это скорее обобщенное понятие, используемое в разговорной практике между женщинами. Слово «эрозия» в переводе с латыни означает «разъедание». По сути, это дефект эпителия, покрывающего шейку матки. Различают истинную эрозию – собственно дефект эпителия, полное отсутствие «покровных клеток», что-то вроде ссадины на коже, которая возникает в основном из-за травмы или инфекции. Истинная эрозия возникает, как правило, вследствие травмирования механическими контрацептивами, при спринцевании или из-за воспалительных процессов. Такая эрозия встречается довольно редко.

Название какого-либо состояния на шейки матки может звучать по-разному (хронический цервицит, эктопия шейки матки, эктропион шейки матки, лейкоплакия, дисплазия или CIN и т.п.). И уже в зависимости от конкретного диагноза тактика может принципиально отличаться (от профилактического наблюдения до деструктивных методов лечения). Но так как термин «эрозия» более понятен на слух, в статье мы будем использовать именно его.

В большинстве случаев эрозии протекают безболезненно, и в этом их коварство. Пустив дела на самотек и откладывая визит к доктору, при определенных обстоятельствах ты рискуешь «заработать» дисплазию, а это уже предраковое состояние. Пожалуй, в гинекологии нет другого такого недуга, которое породило бы столько слухов и домыслов, как так называемая эрозия шейки матки. Какие только народные рецепты ни передаются из уст в уста теми, кто уже столкнулся с проблемой на собственном опыте! Но мало кто знает, что их эффективность практически равна нулю. Существует четкий протокол ведения женщин с эрозией, который может варьировать в зависимости от некоторых факторов. Но ни о каком самолечении не может быть и речи! Если бы женщины сразу получали квалифицированную помощь и четко понимали, что с ними происходит, многих печальных последствий удалось бы избежать.

Для того чтобы лучше понять, что же такое эрозия, важно представлять устройство шейки матки. Ее наружную часть, которую видит гинеколог при осмотре, покрывает многослойный плоский эпителий. Он гладкий, блестящий, бледно-розового цвета, довольно прочный и содержит вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности кисломолочных бактерий, которые в норме живут во влагалище. Надвлагалищная часть скрыта в толще тканей малого таза. В ее центре проходит канал шейки матки (цервикальный канал), который ведет в полость матки и выстлан другим видом эпителия – цилиндрическим. Цервикальный эпителий ярко-розового цвета, бархатистый и выделяет слизь, которая помогает сперматозоидам передвигаться в полость матки. Таким образом, слизистая оболочка шейки матки образуется их двух генетически отличных типов эпителия, а зона, где они граничат между собой, называется переходной. В силу разных причин тот эпителий, который должен в норме находиться в цервикальном канале, как бы «выползает» из него и в результате переходная зона между двумя видами эпителия опускается вниз – это называется эктопия. На фоне бледно-розового многослойного эпителия ярко-красный эпителий выглядит как рана. Но это только визуальный эффект.

Откуда она взялась?

Для определенного возраста эктопия – это норма. У новорожденных девочек переходная зона находится на влагалищной части шейки матки, до периода полового созревания она перемещается чуть ближе к отверстию канала шейки матки, а у большинства девушек с наступлением половой зрелости размещается у наружного отверстия цервикального канала. Необходимо наблюдение, то есть комплексное обследование дважды в год. В этот период велика вероятность, что организм сам справится с эктопией. К сожалению, есть целый ряд факторов, которые этому препятствуют. В первую очередь это воспалительные процессы в женской системе, а также дисбактериоз влагалища. Чаще всего воспаление вызывают урогенитальные инфекции (хламидии, вирус папилломы человека и др.). При отсутствии должного консультирования и лечения безобидные эрозии (эктопии) могут трансформироваться в более серьезные состояния на шейки матки, такие как лейкоплакии, дисплазии 1,2 и 3ст. и иногда даже рак шейки матки.

Что же делать?

Что должен посоветовать грамотный специалист женщине, у которой обнаружили эрозию? Обследование первой необходимости – мазок на цитологию с шейки матки, которая покажет наличие или отсутствие предраковых клеток; кольпоскопия (осмотр шейки матки под многократным увеличением). Лучше, если это будет так называемая расширенная кольпоскопия, при которой шейку обрабатывают раствором уксусной кислоты и раствором Люголя. Это делается для того, чтобы определить дальнейшую тактику лечения. В норме многослойный эпителий при окрашивании Люголем приобретает коричневый цвет. При наличии воспаления необходимо сдать анализы на инфекции, передающиеся половым путем. Особенно опасен папилломавирус высокоонкогенных штаммов: доказано, что именно он способствует перерождению эрозии в дисплазию, а дисплазии в рак. Запомните, без кольпоскопии и этих анализов врач не может назначить правильное лечение.

Далее возможны несколько вариантов развития событий. Если воспаление вызвано урогенитальными инфекциями, необходимо от них избавиться, а затем вернуть влагалищу нормальную микрофлору. Если же воспаления не обнаружено, это значит, что причиной эрозии мог послужить гормональный дисбаланс. Как правило, он сопровождается другими клиническими симптомами: например, нерегулярным менструальным циклом, аменореей. В таких случаях после консервативного лечения эрозию можно еще какое-то время наблюдать (но именно наблюдать, а не пустить на самотек!). Важно! Во время назначенной врачом терапии не применяйте никаких народных средств: они нарушат и без того пострадавшую микрофлору влагалища. Эрозия коварна тем, что организм во что бы то ни стало будет пытаться с ней справиться. И в этом, как ни парадоксально, заключается главная опасность. Дело в том, что перерождение эпителия может пойти как в сторону выздоровления, так и в сторону патологии, то есть дисплазии. Кроме того, эрозия как губка способна накапливать болезнетворные микроорганизмы и вирусы – именно поэтому мазок, как правило, сигналит о воспалении.

Когда воспаление пролечено, в ряде случаев необходимо проведение биопсии шейки матки. Это гистологическое исследование, которое позволяет поставить точный диагноз и определиться с объемом лечения. В современной медицине биопсию шейки матки проводят прицельно под контролем кольпоскопа с самого патологического участка. Чем лечить?

Если по результатам обследования вам все таки рекомендуется деструкция (то что часто называют «прижиганием»), то врач должен Вам рассказать о всех существующих современных методах лечения, об их преимуществах и недостатках. И тут важно не стать заложником единственного метода лечения, существующего в клинике, где Вы наблюдаетесь. В некоторых ситуациях вам могут предложить комбинированные методы лечения несколькими аппаратами. Существующие способы лечения отличаются степенью воздействия на шейку матки, а также возможностью контролировать глубину разрушения тканей.

Методы лечения патологии шейки матки
Наименование способаПреимуществаНедостатки
Химическая коагуляция (СОЛКОВАГИН) – как метод лечения в мировой практике не применяется Стоит недорого.
Как правило неплохо переносится пациенткой
Можно применять у «нерожавших»
Применяется при небольших участках поражения
Малоэффективный способ
Часто необходимы повторные обработки
Возможны рецидивы
ДиатермокоагуляцияСтоит недорогоОбразование грубых рубцов
Крайне нежелательно «нерожавшим»
КриодеструкцияСтоит недорого
Достаточно быстро
Применение у нерожавших: возможно
Плохо контролируемая площадь воздействия
Неконтролируемая глубина воздействия
Неэффективность при выраженных процессах
Фотодинамическая терапияИзбирательность воздействия
Очень дорогостоящая процедура
ЛазеровапоризацияВозможность контролировать глубину воздействия
Более быстрое заживление
В Нашей клинике НЕ применяется!
Радиоволновой методВозможность контролировать глубину воздействия
Возможность исследования послеоперационного материала (важно при CIN !)
Есть не в каждом мед.учреждении
В Нашей клинике ПРИМЕНЯЕТСЯ!
Аргоноплазменная девитализацияБережная методика
Есть не в каждом мед.учреждении
В Нашей клинике ПРИМЕНЯЕТСЯ!